Всем привет. В этой теме будем обсуждать короткие нарды. Здесь много игроков, которые хотят научиться играть в короткие нарды и еще больше тех, кто немного знает их, но хочет повысить свой уровень. Периодически мне поступают вопросы относительно игры, просьбы подсказать и т.д. Поэтому решила делиться своими знаниями, опытом, наблюдениями. Я не профессиональный игрок, не мировая чемпионка и не учитель по нардам, но мне есть, чем поделиться. И буду рассказывать простым языком, чтобы сильно не путать.)) К сожалению, свободного времени у меня мало, поэтому писать буду по возможности, как будет время и настроение. Если у вас возникнут вопросы, замечания, предложения, желание обсудить что-либо по игре - с удовольствие выслушаю. Это моя любимая игра и я могу говорить о ней часами.
Короткие нарды стОят того, чтобы в них играли)
Погнали.
СТРАТЕГИИ ИГРЫ
В коротких нардах, как и в любой другой игре, есть свои стратегии. Основных я выделила 5. Это мое видение. Но вы должны помнить, что зачастую стратегии в одной игре нужно миксовать, далеко не всегда, избрав одну стратегию, можно и нужно держаться ее до посинения. В этой игре большое значение имеют зары и мы обязаны брать их в расчет и подстраиваться, а не толкать прямолинейно свою стратегию, которую выбрали в начале. Это как в любой жизненной ситуации, скажем, пошел дождь. Глупо сетовать на дождь, пусть даже летом, когда его совсем не ждали. Ты просто должен принять факт дождя и подстроиться под него. Короткие нарды, в отличие от длинных, очень динамичные, тут ситуации меняются максимально резко и быстро, нужно уметь проанализировать и быстро подстроиться под зары.
Итак, стратегии. Каждую из них я сопровожу фотографией примера и описанием.
ГОНКА.
Суть в том, чтобы по-тихому свалить с дома соперника дальними фишками и безопасно войти в свой дом. То есть, если дает удачные зары, чтобы построить якорь - строишь. Если нет, то избегаешь любого риска. Строишь "колбасные цехи", сваливая в одну кучу фишки. В этой стратегии стараются максимально не оставлять блотов (одиночных фишек). Казалось бы, просто и безопасно, но эта стратегия самая неудачная, у нее полно минусов. Она требует, чтобы непременно приходили хорошие камни, удобные, а лучше, чтобы кушей побольше. И чтобы, в случае, если придется оставить блот, соперник в него бы не попал. Короче, сидишь на измене и дрожишь. На практике так редко бывает. Нарды не были бы нардами, если бы просто надо было ждать удобные камни и без борьбы перемещать фишки. Тогда бы у кого были бы удачнее камни и больше кушей, тот выигрывал бы. Обычно в эту стратегию играют новички, чтобы банально освоиться в игре без лишнего мочилова. Ну и иногда приходится так играть более опытным, если так складывается игра. Но это бывает редко, слава богам.
Самый большой минус этой стратегии - ее НЕГИБКОСТЬ.
Пример гонки ниже. Взгляните: оба игрока сыграли максимально плохо и негибко. Недальновидно. Ведь надо думать о том, что через ход-два может прилететь левый зар (и скорее всего, так и будет), а ты на данный момент роешь себе могилу. В такой позиции любой неудобный выброс зар будет нести за собой проблемы для этого игрока и отставание в гонке. Для этой стратегии это очень чревато.
дополнено через 6 минут
ПРАЙМ (БЛОК)Самая надежная стратегия, по-моему. Моя любимая. Это когда вы строите блокаду (прайм): можете начать с 2 подряд, потом больше и больше. Даже блокады в 4 и 5 якорей - это круто. Вы как бы держите соперника в тисках и управляете игрой. А если построите 6-пунктовую блокаду - это супер круто. Противник в ловушке. Вам тогда пофиг на гонку, на большие или маленькие камни, вы просто грамотно заходите в дом и выигрываете. Ваша цель- дойти до своей хаты и удерживать соперника за блокадой. Впоследствии нужно грамотно "свернуть" блокаду и в идеале перемещать его все дальше и дальше в дом, насколько это возможно и начать выброс. ВАЖНО: Для создания блокады нужно создать гибкую позицию, иметь строителей, чтобы было чем строить блокаду. А для этого нужно идти на риски, особенно, в начале игры. Риски должны быть адекватными ситуации и продуманными.
Ниже привожу в пример два варианта прайма. В первом построена 6-пунктовая блокада. Это идеально. Дальние фишки тоже в пути к дому, не застряли. Черные должны выиграть.
Во втором варианте построена 5-пунктовая блокада. Обратите внимание, что несмотря на то, что пунктов только 5, она очень многообещающая. Видите? У черных есть на блокаде по три фишки в трех якорях. Это активные строители пункта 4, который пока пустует. Также важная деталь: данная 5-пунктовая блокада стоит НЕ ВПРИТЫК к белым, а это значит, что она блокирует белым крупные камни! Белым можно спастись только чудом, выбросив дважды 6-1. И то не факт, что спасутся.
БЛИЦЭто когда вы атакуете фишки соперника в своем доме и попутно занимаете якоря в своем же доме. То есть,
соперник до этого разделил дальние фишки, вам выпали удобные (или неочень удобные) для побития зары и вы начали мочить соперника. Так вы блокируете пункты. А соперник то и дело "летит" на бар. Вы снова мочите. Он снова летит на бар. И так постепенно вы должны закрывать всё больше пунктов. При этом, соперник должен висеть на баре. Для этого временно забудьте про остальную часть доски. Сконцентрируйте все свое внимание за застройку своей хаты. Перемещайте больше строителей для мочилова к дому. Тут допустимо оставлять у себя дома блоты. То есть, вы сбили, например, две фишки соперника и оставили блот. Даже, если сразу не прикрылись следующим ходом, у вас все равно преимущество до тех пор, пока он на баре. Нужна практика, чтобы знать, когда бить, какую бить и т.д.
ВАЖНО: Как только соперник закрепит якорь, вам нужно будет срочно менять стратегию, т.к. она уже будет неактуальна - нечего будет бить. Поэтому говорите блицу "До свидания" и включаете стратегию гонки.
То есть, если блиц удался, то вы полностью закроете доску. Это игра на марс.
НО. Если соперник выживет в блице, то вам нужно будет быстро и аккуратно перемещаться к дому. Хорошие новости: обычно в блице вы уже опережаете соперника по ходам. Поэтому, если не тормозить и иметь капельку везения, то игра ваша.
Итак, пример блица на фото. Обратите внимание, что пульт у белых. У него строителей дофига, аж на четырех пунктах! Куча комбинаций подходит для побития второй черной фишки и застройки дома. Также посмотрите, что белые уже застроили "глубокие" пункты 1 и 2. То есть, эти фишки уже не участвуют особо в игре и в интересах белых довести блиц до конца, иначе позиция у них будет негибкая, если черные смогут выжить в блице.
А белые тут должны БЕЗБОЖНО ГАСИТЬ черные, пока черные не очухались. Для этого нужно даже оставлять блоты.
КОНТАКТ (УДЕРЖАНИЕ)Название символически пишу. Допустим, ваша стратегия (или стратегии) провалились. Например, вы отстаете. У соперника удобнаа позиция. Тогда ваш единственный шанс победить - это дождаться контакта, чтобы ударить соперника. Для этого необходимо иметь якорь в доме соперника, чтобы иметь возможность сбить его, если будет такая возможность. То есть, должна возникнуть ситуация, когда соперник вынужден будет оставить блот, а вы попадете в него. Для того, чтобы пасти соперника и иметь возможность сбить, вам желательно иметь якорь в его доме на пункте 5 или 4 (чтобы сопернику тяжелее было войти в свой дом). Конечно, тут нужно иметь везение на всех этапах.
1) Нужно заиметь якорь в доме соперника
2) нужно, чтобы соперник оставил блот
3) Нужно в него попасть
4) Нужно дойти до дома, пока он оттуда не вышел
5) Успеть выкинуть фишки быстрее него
Ну а тут совсем не прикольная позиция, но соперник вынужден надеяться, что при выбросе я оставлю блот
ОБРАТКА
Сразу говорю: не играйте в нее на деньги, если вы на стадии новичка или ниже среднего. Обратка требует ОЧЕНЬ большого внимания к каждому ходу и много-много практики. Это правда сложная стратегия, в ней нужен хотя бы средний опыт. В обратке нужно играть смело, агрессивно, НО С УМОМ. Она может затянуться, поэтому играть последовательно, неторопливо. В чем суть: установить в доме соперника несколько якорей и максимально затруднить ему вход в дом. То есть, вы грамотно подставляетесь сопернику, чем больше он сбивает ваших фишек, тем лучше. Но будьте осторожны, чтобы соперник попутно не мочит вас в своей же хате и не прикрывал этот пункт якорем. Ваших якорей у него должно быть НЕ менее трех желательно, причем лучше один из них на пункте 5 или 4 - на поступи к дому. Только чудом соперник может спокойно зайти в такой дом, да и вообще выиграть. Как только он оставит блот и вы в него попадете - начинается экшн. Вам нужно одновременно делать две вещи: удерживать фишку соперника у себя в доме, и при этом тащить свои многочисленные фишки с его дома к вашему. Тащить и якорями, и одиночными.. Но даже у обратки есть свои виды. Когда-нибудь возможно, я расскажу о самой гениально крутой обратке)) Пока достаточно и этой информации, ее сложно объяснить на словах, это нужно видеть в игре. И помните, что при феерическом везении соперника и трагическим вашим невезением, вы можете проиграть, причем весьма крупно. Обратка - не для слабонервных. Тут можно либо выиграть, либо с треском проиграть. Но она имеет плюсы для того, кто умеет в нее играть.
Ниже варианты обраток в стиле хардкор, когда я решила повеселиться. У меня громадное отставание от соперника, но лидер, как ни странно, все равно я. И пульт тоже у меня.))) Вот такая вот интересная стратегия.